Мarketing mix («маркетинг микс» или «комплекс маркетинга») является набором основных инструментов, за которые отвечает маркетинг компании.
Цель применения комплекса маркетинга – повысить прибыль компании за счет максимального удовлетворения своих целевых потребителей и устойчивого развития организации.
Правая часть моей схемы – это 4P классической модели маркетинг микса (именно с ними и связан термин «4P»). Причем их последовательность Product (Продукт) – Price (Цена) – Place (Место) – Promotion (Продвижение) также имеет важное значение, т.к. показывает порядок реализации маркетинговых инициатив.
Слева – дополнительные пристройки к стандартному маркетинг миксу, коих сейчас можно в разных источниках насчитать более десятка. Какие-то из них прекрасно подходят к товарам, другие к оказанию услуг, а третьи являются производной от одной из P классического маркетинг микса.
В моей схеме 4Р +4P – это наиболее важные инструменты, на которые маркетинг оказывает прямое и значимое влияние одной из производственных компаний, выпускающей продукцию как для В2В, так и для В2С секторов.
Product — Продукт
Ассортиментная политика
Требования к товарной матрице
Соответствие предпочтениям потребителей
Свойства товара или услуги
Качество продукции
Price — Цена
Политика ценообразования
Политика скидок
Place — Место
Дистрибутивная политика
Каналы сбыта
Организация мест продаж
Мерчендайзинг
Управление продажами клиента
Promotion — Продвижение
Политика продвижения
Акции, стимулирование сбыта
Интернет-продвижение
Реклама
PR
Positioning — Позиционирование
Отстранение от конкурентов в сознании потребителя
Создание нужного образа в сознании потребителя
Наделение продукта выгодными преимуществами в сознании потребителя
Package — Упаковка
Конструктив
Дизайн
Материал
Расфасовка
Process — Процесс
Организация процесса покупки
Опыт покупки потребителя
Соответствие карте принятия решения о покупке
Процесс послепродажного обслуживания
Personnel — Персонал
Профессионализм
Клиентоориентированность
Соответствие ожиданиям клиента
В различных ситуациях и отраслях встречаются и другие расширения P. Однако всегда следует помнить о том, что за все составляющие вашего маркетинг микса, будь это 5P или 14P, должен отвечать отдел маркетинга. Отвечать — значит нести ответственность за них, и иметь права и полномочия по принятию окончательного решения в данном вопросе. Все неподконтрольные маркетингу вопросы должны быть вынесены в директор-микс, бухгалтерия – микс, продажи микс и т.д.
Вот некоторые из «пи», которые встречаются чаще других:
Physical evidence — «физическое свидетельство» или «подтверждение». Отзывы клиентов, рекомендации, свидетельства и сертификаты, материальное подтверждение оказания услуги.
Purchase — покупка. Предпосылки к осуществлению покупки, процесс принятия решения о покупке, непосредственно покупка, опыт после покупки.
Personal selling – личные продажи.
People – люди. Все имеющие отношение к процессу купли-продажи.
Publicity (public relations) – публичность (связи с общественностью). Создание положительной репутации продукта и услуги и управление публичным мнением о компании.
По материалам тренинга «Низкозатратный маркетинг»
Майнд-карты для вашего бизнеса
и повседневной деятельности.
Программы обучения
Сергея Дубовика