6 шляп мышления (Six thinking hats)

23 июня 2014

«Шесть шляп мышления» — метод Эдварда де Боно для запуска, управления и переключения мышления при планировании, обсуждении проблем и поиске решений.

 

Этот метод отлично подойдет в ситуациях творческого кризиса, когда не знаешь с какой стороны подступиться к сложному вопросу, в случае необходимости выбрать решение из множества альтернатив, при необходимости выработать новое, нестандартное решение или найти пути для преодоления какой-либо проблемы.

 

При групповом обсуждении можно дать каждому участнику свою роль (одеть определенную шляпу) или же вся группа вместе примеряет на себе шляпу определенного цвета.

6 шляп мышления, шесть шляп мышления, метод Эдварда де Боно, шляпы Боно, метод организации мышления, методы развития интеллекта, методы развития креативности, Six thinking hats

В первом случае важно помнить, что нельзя давать соответствующие роли тем людям, которые больше всего ей соответствуют в жизни. Т. е. не назначайте критиком того, кто и так всё время критикует, не одевайте на чувственную и эмоциональную особу красную шляпу. Это правило не только позволит провести работу более эффективно, но и даст возможность участникам раскрыть свои возможности.

Начинать стоит с белой шляпы, а затем переходить к шляпе критика.

В конце руководитель (синяя шляпа) подводит итоги, фиксирует результаты и, если нужно, определяет дальнейшие действия.

 

Плюсы метода:

Большое количество возникающих идей. Проблема подробно разбирается с разных сторон.

Комфортность в случае группового обсуждения, т.к. человек говорит не от своего лица, а от лица надетой шляпы или, если это более комфортно, от лица очередной роли. Можно оставаться самим собой в глазах коллег.

Противоположные точки зрения не конфликтуют, а сосуществуют.

Повышает в несколько раз эффективность совещаний. Легко договариваться и приходить к совместному решению. Участники не переходят на личности. Можно вовлекать в обсуждение тех, кто обычно отмалчивается.

Делает мыслительный процесс увлекательным и красочным.

Подходит для участников от 5 до 150 лет.

Белая шляпа. Ученый.

  • Что мы об этом знаем?
  • Какая есть информация, исследования, данные, статистика?
  • Какой ещё информации нам не хватает?
  • Акцент на изложении фактов.

Черная шляпа. Критик.

  • Что может пойти не так?
  • Почему это нельзя делать?
  • Все наши опасения.
  • Все подводные камни.
  • Акцент на критическое восприятие.

Желтая шляпа. Оптимист.

  • Какие у этого положительные стороны?
  • Какие есть преимущества и достоинства?
  • Какие есть радужные перспективы?
  • Почему это надо сделать?
  • Акцент на плюсах.

Красная шляпа. Художник.

  • Что мы переживаем по этому поводу?
  • Каковы наши догадки по этому поводу?
  • Что нам подсказывает интуиция?
  • Акцент на интуицию и чувства. Никаких обоснований своих эмоций.

Зеленая шляпа. Креативщик.

  • Какие есть альтернативы?
  • Какие новые идеи связаны с этим?
  • Как это ещё не реализовывали?
  • Что безумного можно с этим сделать?
  • Акцент на нетрадиционных и провокационных решениях.

Синяя шляпа. Руководитель.

  • Только управляет процессом мышления.
  • В начале работы определяет, что надо делать.
  • Координирует работу, собирает результаты, организовывает, регламентирует.
  • В конце работы — подводит итоги, определяет задачи на будущее.

Метод хорошо работает везде, где нужно шевелить мозгами – решение проблем, поиск решения задач, рождение идей на  совещаниях, при планировании, обучении и т.д.

#СергейДубовик


Пример карты целей на год

О разнице между Надо и Хочу, а также про осмысленность

Подпишитесь на авторские материалы по закупкам, продажам и управлению про которые пока не найти информацию в Интернете

Майнд-карты для вашего бизнеса
и повседневной деятельности.
Программы обучения
Сергея Дубовика

0