Разберемся с точки зрения размера прибыли (без учета общей ситуации на рынке, положения с товарным запасом, поведения конкурентов), насколько выгоднее стимулировать клиента бонусами, чем скидками. Также вы сможете увидеть, почему в тех ситуациях, когда, например, 25%-я скидка приводит к убытку, бонус такого же размера позволяет получать прибыль.
Предположим, что себестоимость продаваемого вами товара 1000 руб. Вы продаете его по цене 1300 руб. Таким образом наценка составляет 30% или 300 руб.
Случай предоставления скидки 10%.
Вы предоставляете клиенту скидку 10% — это 130 руб. Таким образом ваша прибыль снижается до 170 руб., то есть на 43% относительно первоначального значения.
Теперь ваша наценка – это 17%.
Случай предоставления бонуса 10%.
В отличие от скидки, бонус (баллы, мили, спасибо) предоставляется при приобретении товара, но может быть использован только при следующей покупке. Рассмотрим модель, в которой бонусы можно либо копить, либо тратить. То есть в случае, если клиент выбирает тратить бонусы, за эту покупку ему их не начисляют.
Предположим, что клиент купил товар за 1300 руб. и получил бонус 10%. Клиенту будет начислено 130 бонусов, при этом никаких дополнительных трат не будет.
При 2-м приобретении клиент купит товар за рубли и бонусы, потратив 1170 руб. и 130 бонусов.
В таком случае клиент потратит на две покупки 1300+1170 руб. и 130 бонусов за товары стоимостью 2600 руб.
Итого скидка клиента при 2-й покупке составила:
(2600 – 1300 – 1170) / 2600 = 0,05 = 5%
Статистика говорит о том, что при наличии бонусов, которыми покупатель может рассчитаться, средняя сумма повторной покупки будет выше, тогда размер фактической скидки будет меньше.
Если клиент совершит третью покупку на сумму 1300 руб. и вновь получит бонус 10%, ему будет начислено ещё 130 бонусов, которые он сможет потратить при 4-й покупке.
Итого скидка клиента при 3-й покупке составила:
(3900 – 1300 – 1170 – 1300) / 3900 = 0,0333 = 3,33%
При 4-м приобретении клиент купит товар за рубли и бонусы, потратив уже 5200 руб. и 260 бонусов.
Итого скидка клиента при 4-й покупке составила:
(5200 – 1300 – 1170 – 1300 – 1170) / 5200 = 0,05 = 5%
При 5-й покупке клиент заплатит за товар 6500 руб. и прибавит себе на 6-ю покупку 130 бонусов.
Итого скидка клиента при 5-й покупке будет:
(6500 – 1300 – 1170 – 1300 – 1170 – 1300) / 6500 = 0,04 = 4%
Далее с каждой нечетной покупкой итоговая скидка будет плавно увеличиваться. Например, для 7-й покупки она составит 4,3%.
После 7-й покупки в случае 10%-го бонуса прибыль составит 1710 руб. Если бы мы просто давали 10% скидки от покупки, прибыль была бы: 170 × 7 = 1190 руб.
Значит в этом примере бонусирования вы заработали на 44% больше.
Вывод: с точки зрения математики прибыли, предоставление 10%-го бонуса клиенту при такой наценке почти в 1,5 раза выгоднее, чем скидки в 10%.
Для других значений наценки на продукцию я подготовил для вас таблицу, которая отвечает на вопрос: какова разница в прибыльности между скидками и бонусами.
Вы можете воспользоваться файлом Excel, который при введении трех значений:
рассчитает для вас автоматически сравнение выгодности предоставления бонуса и скидки.
Скачать файл вы можете здесь.
Ещё раз хочу обратить внимание, что в приведенных расчетах использовалась наиболее частая модель использования бонусов: при покупке бонусы либо копятся, либо списываются.
Другие вопросы и проблемы ценообразования раскрываются на тренинге: «Ценообразование. Практикум управления ценами и скидками для роста прибыли и объема продаж».
Впечатляющих вам результатов!
Сергей Дубовик.
Майнд-карты для вашего бизнеса
и повседневной деятельности.
Программы обучения
Сергея Дубовика