Оценка поставщика

Оценка поставщика
Любая фирма развивается, чтобы завоевывать все больше влияния и забирать более крупные и выгодные заказы. От ее прямой способности конкурировать на экономическом рынке зависит ее ближайшее будущее. Чаще всего увеличение объема продаж, влияния компании происходит из-за правильного и организованного управления ее ресурсами. Огромной доле бизнесов в России приходится работать, именно закупая товары, а, не производя их самостоятельно. Каждая компания ставит на первое место эффективную работу, при которой покупатель получает необходимый товар в кратчайшие сроки. Поэтому чтобы качественнее и быстрее работать, приходится наращивать ресурсы фирмы по снабжению. Потребители инициируют ускорение бизнес-процессов и производственных темпов. По массовым запросам розничных покупателей происходит огромный выпуск товаров по личным заказам. Именно поэтому компании вынуждены задействовать внешние источники, то есть обращаться напрямую на фабрики и заводы или в ближайшие склады производителей, а также сторонние логистические компании для трансфера товара. Возникает необходимость грамотно работать с поставщиками. Эта сфера деятельности для большинства компаний становится приоритетной. Чтобы создать строгую систему контроля поставок, фирма вынуждена выработать критерии оценок поставщиков. В этой статье мы рассмотрим оценку поставщиков, но прежде чем мы сформулируем какие-то строгие критерии, сначала рассмотрим, что такое анализ оценка поставщиков в принципе. И каковы его методы?

Анализ оценки поставщиков

Анализ поставщиков происходит с точки зрения цены, качества и обслуживания. При выборе поставщиков ресурсов следует с разных сторон оценивать потенциал. В зависимости от продаваемого товара вам придется оценить в первую очередь качество закупаемого продукта.

Если вы все-таки производство, то вам придется выделить штат экспертов для изучения качества закупаемого сырья.

Не всегда компания стремится заказать товары или материал для производства самого лучшего уровня. Чаще всего фирма ориентируется на допустимый бюджет, сегмент и нишу торговли, с которой она работает. Цель любого бизнеса – заработать больше денег и дешевле сделать закупку. Особенно это правило работает, если компания работает с огромным количеством кредитных денег и не имеет внушительного внутреннего оборота.

Вспомните любую организацию, одновременно работающую на реализацию и на производство продукции.

Возьмем в качестве примера всем известный Макдональдс. Это ресторан быстрого питания, который в ударных темпах реализует фаст-фуд. Для ресторанного меню одного такого заведения требуются огромные производственные силы в разных странах. Учитывая масштабность все поставщиков. В компании Макдональдс вся продукция, от еды до полиграфии и подарков на акции, все это производится внутри организации самостоятельно. Поэтому себестоимость одного Биг Мака не будет превышать и одного рубля! Но некоторые единицы товара могут и закупаться. Макдональдс получается крайне структурированным бизнесом в плане снабжения. На закупки не тратится не одной лишней копейки. Экономия на всем, а со всех ресторанов организация получает баснословную прибыль.

В процессе оценки и выбора поставщика организация-потребитель должна убедиться в том, что:

1) Составлена таблица в Excel c подробным списком, в котором указаны телефоны и адреса.

2) Распределены списки по группам.

3) Сопоставлены ключевые показатели при закупке такие, как качество и стоимость товара, скидки, предполагаемый объем поставок, интервал между ними, а также сопутствующие услуги.

4) Проверены конкурентные способности будущего поставщика после устных переговоров и деловых встреч. В процессе учтите, что экспертная оценка может составляться по следующим параметрам: имидж, прочность репутации в деловом сообществе, доступность партнеров по территории и связи, уровень канала распределения, опыт работы со специализацией, долгосрочность работы.

5) Оценена эффективность договорной политики компании по количеству конкурентоспособных поставщиков.

Оценка поставщиков услуг и товаров имеют расхождения, но по большинству из вышеперечисленных пунктов согласуются.

Из анализа на первых этапах оценки следует исключить следующие организации. Если вы составили список и обнаружили, что у компаний нет свидетельств о государственной регистрации, не обнаруживается в органах налоговая отчетность, нет профессиональной документации с разрешением на правом ведения тех или иных работ. Не стоит тратить время и производить оценку качества товара в нелегальных организациях!


Узнайте, какие есть виды поставщиков.

Список критериев оценки поставщиков

Оценка подразделяется на 2 вида: предварительная и периодическая. Описанный выше алгоритм относится к первому типу. Но эти два типа требуют разного подхода и методологии. Если объяснять разницу между двумя типами оценки простым языком, то получится примерно так.

Предварительная оценка преимущественно заключается в наборе и анализе информации о поставщиках, собранных в открытых источниках. Чем меньше компания, тем быстрее заканчивается предварительная оценка поставщиков. Менеджеры по закупкам и снабжению просто сравнивают цены в разных компаниях через интернет и подписывают договор с той фирмой, которая предложит за поставку товара или сырья минимальную цену.

Критерии на данной ступени деловых отношений строгие. Мы отчасти их перечислили в предыдущем пункте. Чаще всего на предварительном этапе предпринимателей волнует стоимость товара и трансфера, а также удаленность складов от места реализации.

Оценка надежности поставщиков начинается на этапе периодической оценки. Здесь ситуация вырисовывается другая: договоры уже были заключены, товар отгрузили и покупатели его получили. Но компания-снабженец все равно аттестуется через определенный период работы. В каждой фирме пересмотр отношений с поставщиками назначается с разными интервалами. Кто-то занимается этим через месяц, а кто-то через полгода. На данном этапе компания-заказчик может расторгнуть договорные отношения.

На этой ступени деловые отношения проходят через оценку деятельности поставщиков, поэтому появляются новые специфические критерии. За время работы накопились претензии и жалобы. Поэтому на первое место оценивается способность поставщика выполнять дополнительные условия тендера. Определение хорошего партнера и его репутации – это самое главное условие, при котором происходит периодическая оценка поставщика.

Перечень характеристик, отражающих репутацию заказчика

Современные компании ориентируются на классическую цепочку партнерских качеств:

  • Подходящее качество товара, сырья или услуги;
  • Самая низкая цена;
  • Финансовая стабильность;
  • Хорошая кредитная история организации;
  • Инновационный подход;
  • Гибкость;
  • Открытость для критики и диалога;
  • Надежность;
  • Удобная и своевременная доставка;
  • Активная позиция;
  • Моментальная хватка в критических ситуациях;
  • Команда, состоящая только из первоклассных специалистов;
  • Наличие собственной системы обучения;
  • Забота компании об окружающей среде.

Оценка поставщиков производится с помощью 2 фундаментальных методов: многокритериальный и стоимостной.

Первый метод строится на сравнении разных экономических свойств товара. Сравнивать можно все что угодно: цену, условия платежа, качество, уровень сервиса, срок выполнения заявки, соответствие ИСО.

Методика реализуется следующим образом. Сначала выбираются критерии. Обычно для глубокого и всестороннего анализа достаточно не более 5. Каждому критерию нужно присвоить определенный вес или ранг. По каждому критерию всем поставщикам ставится оценка. И соответственно вес умножается. После чего нашли рейтинг и общий балл по каждому поставщику. Не рекомендуется при таком анализе выбирать размытые критерии! Многокритериальный анализ чаще применяется на этапе периодической оценки. Однако он может применяться и на предварительной ступени.

Первый метод имеет огромное количество проблем. Руководствуясь им, можно выбрать изначально неправильно практически все параметры. Результат получится необъективным и дорогостоящим.

Стоимостная методика реализуется по определенным шагам: поиск поставщиков, запрос коммерческих предложений, сведение цен к общему знаменателю, сравнение стоимостных показателей, проведение переговоров по результатам анализа, документирование процедуры. Стоимостной анализ не сводится к простому сравнению цен. Это гораздо более сложная задача.

0