Что делать, когда сотрудники нарушают инструкции и правила?

13 августа 2022

В самолете сижу у аварийного выхода. Перед взлетом стюардесса проходит, проверяя ремни, спинки и иллюминаторы. У меня на коленях лежит закрытый ноутбук.

Светлана говорит:

– Обратите внимание, Ваше кресло находится у аварийного выхода. Ознакомьтесь с инструкцией использования.

– Хорошо.

– Пожалуйста, Вам нужно убрать ноутбук. Нельзя с ручной кладью у аварийного выхода.

 

Я поднимаюсь, достаю с полки рюкзак. Параллельно этому спрашиваю:

– Ноутбук нельзя доставать только во время взлета и посадки? В полете ведь можно?

– Нет, в полете у аварийного выхода тоже нельзя.

И тут у меня в голове появляется Тайлер Дерден и говорит вслух:

– Аварийный выход на высоте 10000 метров – это фарс.

 

Светлана молчит 4 секунды. Потом говорит:

– В полете можно.

Что делать, когда сотрудники нарушают инструкции и правила?

_______________________

В московском метро наклейка с инструкциями. Первая из них гласит: «Двери закрываются, когда мигает красным». Вторая: «Не стойте возле дверей».

Как мне кажется, на кольцевой ветке красная лампочка начинает мигать сразу после открытия дверей вагона. Пока она мигает, в вагон заходит 100 человек.

Предписание «Не стойте возле дверей» бессмысленно и невыполнимо. Если стоять – то у дверей удобнее всего. В час пик не стоять у дверей невозможно в принципе.

Что делать, когда сотрудники нарушают инструкции и правила?

_______________________

 

Два этих примера – демонстрация необязательности некоторых правил, которые вроде бы необходимо соблюдать. Бессмысленность и неисполнимость нескольких пунктов регламентов, процедур, законов, правил приводит к тому, что люди, сотрудники и даже целые министерства забивают на них, а попутно забивают и на другие, рядом стоящие, требования и правила работодателей и общественных институтов.

Если в списке правил 4 пункта, а два из них невыполнимы – будут ли соблюдать два остальных? Большая вероятность, что не будут.

_______________________

Что делать?

  1. Если вы руководитель и вашем департаменте сотрудники не соблюдают правила, вариантов только два. У вас в департаменте плохие правила, либо плохой руководитель.
  2. Если вы руководитель и у вас правила не соблюдаются из-за того, что правила плохие – меняйте правила. Если сами не уполномочены менять правила – выходите с инициативой их замены к вышестоящему руководству. Это вдвойне важно, так как если правила (за которые вы отвечаете) не соблюдаются, вы огребете когда-нибудь за это люлей, вне зависимости от их глупости и невыполнимости. Плохие правила, которые никто не соблюдает – прекрасный рычаг влияния на руководителей среднего звена, особенно в крупных компаниях и госкорпорациях.
  3. Если вы руководитель и у вас правила хорошие, но не соблюдаются – меняйте себя. Значит вы не умеете управлять сотрудниками, не способны поддерживать дисциплину и допускаете разгильдяйство. Если у вас несоблюдение правил – регулярная практика, значит проблема в вас.
  4. В примере со стюардессой она не должна иметь вариантов колебаний – можно или нельзя с закрытым ноутбуком на коленях сидеть у аварийного выхода. Если правила запрещают – говоришь твердое «нет» и не позволяешь пассажиру в правилах усомниться. Если можно с ноутбуком сидеть – зачем говоришь, что нельзя? Я же чувствую, что можно, но не в словах, а в сомнительной интонации голоса. Сама же нарушила установленные ей правила, значит пассажиру можно нарушать и что-то другое.
  5. Если есть жесткие правила, а рядом с ними есть рекомендации, их нужно разнести в разные документы, или разные пункты регламента, или обозначить разным цветом в инструкции. По такому принципу разделяют дорожные знаки: круглые – обязательные, прямоугольные и квадратные – информационно-указательные.

Наклейка в метро должна быть разделена на две. Их желательно разместить в разных частях вагона, чтобы не смешивался обязательный и рекомендательный посыл. Например, «Снимайте рюкзаки» в красной рамке, а «Двери закрываются, когда мигает красным» – в синей.

Что делать, когда сотрудники нарушают инструкции и правила?

  1. Если есть жесткое правило, что двери закрываются, когда мигает красным, машинист не должен участвовать в зажигании красных ламп над дверью, а свет должен загораться за одинаковый промежуток времени до закрытия, например, за 2 с. Тогда и информационно-рекомендательную наклейку можно переименовать: «Загорелся красный – двери закроются через 2 с».
  2. Чтобы сотрудники соблюдали инструкции и правила, удалите из регламентов и правил всё, что не соблюдается. Для правил это очень важно. Так же как один токсичный сотрудник отравляет весь остальной хороший коллектив, один неисполнимый пункт правил отравляет всю инструкцию целиком.
  3. Избавьтесь от всех несоблюдаемых правил, если правила эти плохие. Избавьтесь от руководителя, который не может обеспечить исполнение правильных правил.

Алгоритм, существенно повышающий вероятность выполнения планов – НОРМальное планирование.

Пример карты целей на год

Майнд-карты для вашего бизнеса
и повседневной деятельности.
Программы обучения
Сергея Дубовика

0